Первый вице-спикер АЛЕКСАНДР ЖУКОВ курирует в Госдуме бюджетный комитет, отвечает за взаимодействие ГД с правительством по бюджетным и экономическим темам, межбюджетным отношениям.
Это один из самых влиятельных и опытных федеральных депутатов — почти десять лет в нижней палате он представляет Новосибирскую и Омскую области. «Континент Сибирь» поинтересовался у лоббиста сибирских регионов в ГД, интересы каких субъектов Федерации он планирует представлять в следующем созыве. Также редакция поговорила с первым заместителем председателя Думы о том, насколько законодательная ветвь зависима от исполнительной, и о том, отдаляется ли власть от своих граждан. — Вы работаете в федеральном парламенте (с перерывом) с 1994 года. От созыва к созыву меняются и страна, и Госдума, характер взаимоотношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. Как атмосфера в России отражается на духе Думы? — Выборы в ГД первого созыва прошли ровно 32 года назад (12 декабря 1993 года. — «КС»), полномочия парламента начались в 1994-м. Ситуация, конечно, кардинально отличалась от сегодняшней. Давайте вспомним: тогда был политический кризис, страшные экономические проблемы, зарплаты, пенсии не выплачивались. Шел переход от командно-административной к совершенно иному типу экономики, основанному на рыночных принципах. Депутатам надо было принимать законы, по которым должно было жить новое общество. При этом парламент состоял из большого количества фракций, которые по многим вопросам были в непримиримой оппозиции друг к другу. Не было, как сейчас, устойчивого большинства, которое поддерживало бы правительство и президента. Принять какой-то закон было чрезвычайно трудно, практически по каждому вопросу приходилось создавать коалиции. Несмотря на все сложности, первые Думы — до 2000 года — приняли большинство основополагающих законов, по которым мы теперь в России живем: Гражданский кодекс — фактически экономическая конституция страны, Бюджетный, Налоговый кодекс. Основа была заложена именно тогда, в 1990-е. А дальше система постепенно отстраивалась, несмотря на все трудности: на попытки объявления импичментов президенту (1993 г. и 1995 г.), на драки в зале. В буквальном, вовсе не в фигуральном смысле доходило до рукоприкладства, например, когда мы рассматривали вопросы о частной собственности, о купле-продаже земли. Со временем подобных инцидентов не стало, а главное — в Госдуме появилась фракция «Единая Россия», в которой с 2000-х собирается большинство и работает в тесном контакте с правительством РФ, с администрацией президента. Все инициативы сегодня проходят тщательные предварительные обсуждения и согласования с исполнительной властью. Часть законов требует дополнительного финансирования, так что по ключевым инициативам правительство дает официальный отзыв либо свое заключение. На этот счет мы следуем четким нормам, процесс на сегодняшний день хорошо упорядочен. Ежегодно президент выступает с посланием к Федеральному собранию. После чего составляется план реализации послания, как правило, это требует принятия большого количества законов: например, по дополнительным мерам поддержки материнства и детства, по индексации материнского капитала, пособиям на детей и так далее. Послание президента может включать до ста пунктов, за которыми следуют корректировки в законодательстве. Это плановая, структурированная, четкая работа во взаимодействии с правительством. «ВИС» рассказал, почему открыл мост через Обь с опозданием, и как долго проезд по нему будет бесплатным Я помню первый бюджет, который в 1994 году правительство передало в Госдуму, — на 15 страничках. Все доходы и расходы бюджета, все социальные обязательства, зарплаты бюджетников — всё на нескольких листах! А сегодня это документ в шесть тысяч страниц. Сейчас бюджет приходит из правительства в электронном виде, а еще пару-тройку лет назад бюджет вносили в Думу в бумажном виде, несколько коробок с документами. — В продолжение темы взаимоотношений законодательной ветви власти с исполнительной. Создается впечатление, что основная часть ключевых законопроектов спускается в ГД «сверху». Насколько, с вашей точки зрения, это правильно и что мешает депутатам выступать инициаторами чаще? Кстати, в региональных парламентах (если судить, например, по Заксобранию Новосибирской области, картина та же: большая часть инициатив вносится губернатором). Что это говорит о субъектности сегодняшнего варианта законодательной власти? — Не совсем так, даже совсем не так. По количеству вносимых законов, по числу инициатив, конечно, огромное преимущество на стороне депутатов и членов Совета Федерации. На один закон, внесенный правительством, приходится три от депутатов. Если же говорить о принятых проектах, то соотношение 50 на 50, то есть половина из одобренных законов инициирована правительством, половина — парламентариями и другими субъектами инициативы, включая Верховный суд, Заксобрания регионов. Есть законы, которые вносит президент, — их меньше. Я считаю, это нормально: в любой стране мира основные законопроекты всегда инициирует исполнительная власть. Это касается в первую очередь бюджета, который готовит и вносит правительство, это его полномочия. Стоит отметить: если закон внесен правительством, это не значит, что Госдума примет его в изначальной редакции. Практически все законопроекты претерпевают изменения, депутаты вносят поправки, нередко многочисленные. Механизм этой совместной работы отлажен, проходят консультации с правительством, администрацией президента. Поэтому нельзя говорить, что правительство разрабатывает и вносит законы, а задача ГД — их просто штамповать. Это не так. — У регионов, местных парламентов есть право законодательной инициативы. Какую активность в этом смысле проявляют Новосибирская и Омская области, которые вы представляете? — Во-первых, по любому из законопроектов ГД региональные парламенты или губернаторы могут высказать свое мнение. Дума получает много отзывов и писем по инициативам, требующим рассмотрения на региональном и местном уровне. При чтениях бюджета мы постоянно взаимодействуем с субъектами РФ. У меня постоянный диалог с регионами, я получаю обращения и от Омской области, и от Новосибирской с предложениями, на что они считают необходимым обратить внимание законодателей. Особенно это касается работы в трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, где речь идет о субсидиях, дотациях, трансфертах из федерального бюджета регионам. И новосибирцы, и омичи очень активно работают. — От чего в непростых экономических условиях придется отказаться Новосибирской области? От каких проектов? Некоторые из них возможны только при поддержке федерального бюджета. Или не отказаться, но отодвинуть на будущее, когда ситуация в экономике стабилизируется? По части финансирования каких-то из проектов выражают обеспокоенность Заксобрание и губернатор? — Всегда хочется в бюджет — хоть федеральный, хоть региональный, хоть муниципальный — заложить побольше денег на начало или завершение каких-то объектов. И всегда, на любом уровне, средств не хватает. Но у нас есть направления, обязательные для финансирования. В частности, выполнение всех социальных обязательств прописано законодательно. В этом отличие от 1990-х: сейчас все обязательства государства в соответствии с принятыми законами полностью обеспечены средствами, предусмотренными в бюджете. Тогда как раньше ситуативно принимались законы о дополнительных льготах для людей, но на самом деле принятые нормы не выполнялись. Мы все понимаем, с какими трудностями сталкивается сегодня наша экономика. Очень сильно упали нефтегазовые доходы на фоне санкций, блокировок поставок, сложностей с расчетами, падения цен. Все это бьет по бюджету, но в условиях специальной военной операции нельзя пренебрегать вопросами обороноспособности, безопасности, развития промышленности, достижения национальных целей, поставленных президентом. Возвращаясь к Новосибирской области. Несмотря на все вызовы, перед которыми оказалась страна, последние годы регион наращивает собственные доходы. Это показывает, что местные власти предпринимают эффективные меры по развитию экономики. Разумеется, и поддержка федерального бюджета остается на очень высоком уровне (это касается вообще всех регионов). Для Новосибирской области на ближайшие два-три года запланированы деньги на крупные капитальные объекты: почти 4 млрд рублей на продолжение строительства детского реабилитационного центра на 300 коек, 4,5 млрд рублей на реконструкцию «Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е. Н. Мешалкина», почти 5,6 млрд рублей на реконструкцию аэропорта Толмачево, 23 млрд рублей — на Чуйский тракт, 1,5 млрд рублей в следующем году — на строительство кампусов при Новосибирском государственном университете. Прописаны средства на строительство и капремонт школ, на горячее питание учеников и так далее. Это все федеральные деньги. В том числе порядка 900 млн рублей на программу, в рамках которой нуждающиеся граждане могут получить помощь в открытии своего бизнеса, 3 млрд рублей на мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры, 2 млрд рублей — по программе формирования современной городской среды, на приведение в нормальное состояние парков, набережных и прочее. И это далеко не все запланированные межбюджетные трансферты. — А каковы перспективы в плане финансирования на продолжение строительства метро в Новосибирске? — Если говорить о развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, то в Новосибирске дела обстоят неплохо. Несмотря на все проблемы, наконец в этом году заработала станция «Спортивная». Знаю, что у города есть планы по развитию метро в нескольких направлениях. Сейчас актуализируют Генеральную схему новосибирского метро. Мост в Новосибирске открыли. Ко второму чтению бюджета добавили 1,7 млрд рублей на строительство дорог в Академгородке. Новосибирские «Бесы»: заметки не-театрала — Регионы получают софинансирование из федерального бюджета на те или иные свои проекты. Если деньги не освоены по каким-то причинам, то их нужно вернуть. Насколько это серьезная проблема? Она актуальна, например, для Новосибирской области в сравнении с другими регионами? — Я не припомню существенных примеров серьезного неосвоения денег в Новосибирской области. Технические сбои случаются, иногда средства перебрасываются на более поздний срок, порой происходит смена госзаказчика или исполнителя. Но это рабочие ситуации. — С большим резонансом принимались налоговые изменения. 20 ноября 2025-го ГД приняла закон в третьем чтении. С вашей точки зрения, насколько внимательно ГД отнеслась к голосу регионов и предпринимателей при принятии этого законопроекта? — Повышение налогов — это всегда сложное решение, которое вызвано необходимостью балансировки бюджета. Даже несмотря на то, что мы увеличили НДС до 22%, дефицит бюджета все равно остается большим. Рекомендации Думы, прямо прописанные в постановлении о принятии налогового пакета к первому чтению, базировались в первую очередь на мнении бизнеса. Также регионы активно участвовали в процессе. Ко второму чтению поступило огромное количество предложений. В итоговом документе мы пришли к смягчению условий применения специальных режимов. Так, по порогу УСН предусмотрено поэтапное снижение до 10 млн рублей, чтобы у бизнеса было время адаптироваться к новым правилам. Малому бизнесу, который впервые становится плательщиком НДС, разрешили однократно отказаться от применения пониженной ставки, чтобы минимизировать риски и ошибки, поскольку раньше они не платили НДС, не знали, как это делать. Регионы просили и получили право на свое усмотрение устанавливать инвестиционную налоговую составляющую, то есть они сами определяют, по каким расходам давать вычеты. Если подытожить, в итоговый пакет мы включили многие рекомендации бизнеса и регионов. — В условиях налоговых ужесточений, прогнозируемого снижения собираемости налогов как Федерация будет помогать региональным бюджетам? Или в этих условиях на самих регионах лежит основная задача поиска дополнительных источников доходов? Как со стоящими перед регионами вызовами справляются территории? Вы уже видите, какие варианты ищут сибирские регионы при работе с бюджетами? Можете какие-то из решений привести в пример как правильные, наиболее удачные? Как, в частности, Новосибирская, Омская области будут справляться? — У правительства РФ есть четкая, прозрачная методика расчета дотаций регионам. Учитываются и собственные доходы, и принятые на местном уровне решения, направленные на снижение или увеличение налоговой базы. Территория не может раздать всем, например, налоговые льготы, а потом обратиться к Федерации с просьбой это компенсировать, так как у субъекта уменьшились доходы. Такой номер не пройдет. Да, регион может за счет неких льгот стимулировать инвестиционный приток в высокотехнологичные отрасли. Привлекательные налоговые условия — это больше работа на перспективу. Я думаю, большое преимущество по этому направлению есть и у Новосибирска, и у Омска, где сосредоточены наука, производство, кадры — то есть все, что нужно для инноваций и развития высокотехнологичных производств. Но, задумываясь о будущей выгоде, крайне важно соблюдать баланс и не забывать о сегодняшнем дне — обеспечивать местные бюджеты все же нужно. Несмотря на взаимодействие с федеральным правительством по линии субсидий и трансфертов, необходимо прикладывать собственные усилия — прежде всего, увеличивать собственные доходы. Новосибирская область, кстати, последние два года не получает трансфертов на выравнивание, то есть она стала самодостаточным регионом. Это очень неплохо в стране, где 80% субъектов Федерации являются дотационными. Кто не дает ректору Новосибирского государственного университета спокойно отойти от дел? — Некоторые представители предпринимательских сообществ говорят, что после принятия прошлогодних налоговых изменений бизнесмены считали, что до 2030 года подобных масштабных метаморфоз ждать не стоит. Но они все же последовали. Как скоро, с вашей точки зрения, стоит ждать следующей итерации налоговых, фискальных ужесточений? — Несколько дней назад президент, упомянув о трудном решении по увеличению НДС, отметил, что нужно смотреть на развитие ситуации, и не исключил возвращения к предыдущим ставкам. То есть глава государства говорил о возможном движении в противоположном направлении — к снижению налогов. Такое в нашей истории было, причем в то время, когда страна только начала подниматься после разрухи конца 1990-х годов. Тогда налоговые ставки были высокими, многие уклонялись от уплаты налогов. Мы сделали решительный шаг, кардинально снизили налоговую ставку, и собираемость резко выросла. Но сегодняшнее время не сравнить с тем периодом: сейчас собираемость налогов в несколько раз выше, электронные системы позволяют отслеживать процессы, оставаться в тени теперь сложно. Тем не менее, конечно, в перспективе надо думать о снижении налогового бремени. Многое зависит от внешней политики, от обстановки на рынке основных экспортных товаров: раньше половину федерального бюджета составляли доходы от экспорта нефти и газа, сейчас речь идет о 25%. Я надеюсь, что в будущем у нас появится возможность снижать ставки. — Новосибирск полтора года возглавляет ваш бывший коллега по Госдуме Максим Кудрявцев. Ему авансом выдали кредит доверия, но букетный период заканчивается, наступила следующая зима. Вы приезжаете в Новосибирск, видите, он реально меняется? Или, может быть, все еще рано оценивать перемены при новом руководстве крупнейшего муниципалитета РФ? — Приезжаю в Новосибирск и вижу изменения в лучшую сторону по многим показателям. План развития города до 2030 года дает понимание, как муниципалитет будет развиваться. Очень важным считаю акцент на комплексное развитие территорий, чтобы избежать хаотичной застройки. В городе обновлен генеральный план, развивается общественный транспорт, дорожная сеть, власти уделяют внимание социальным программам, Новосибирск участвует во многих нацпроектах. Бюджет Новосибирска уже превысил 100 млрд рублей — весьма существенная сумма, растут собственные доходы и межбюджетные трансферты… Сибирский вес: какие позиции заняли в Госдуме депутаты от СФО — Губернатор уже не только хвалит мэра, уже начинает что-то ставить на вид, разрытия на дорогах замечает. — Строгость — это хорошо. И все же позитивные изменения в Новосибирске налицо. От себя замечу, что мэр очень быстро откликается на просьбы горожан. Я проводил в Новосибирске прием граждан, ко мне обратились с просьбой восстановить заброшенную хоккейную коробку. Я адресовал этот вопрос мэру, и к зиме оборудованная площадка была готова. Я могу Максиму Кудрявцеву пожелать удачи и дальнейшей эффективной работы. — Как вы оцениваете ход и необходимость муниципальной реформы в сибирских регионах? Она идет по-разному: где-то от нее отказываются, где-то переходят на одноуровневую модель ударными темпами, как Красноярский край. Новосибирская область сначала не спешила, но тоже начала ускоряться. — Речи о жесткой команде сверху нет. Три муниципальных района в Новосибирской области приняли решение о преобразовании в округа еще в 2024 году, до принятия федерального закона. В 2025-м присоединились еще шесть районов. Советы депутатов еще в 21 муниципальном районе также выступили с инициативой перехода к одноуровневой системе. Эти советы избраны в сентябре 2025-го, поэтому переходный период продлится до 2030-го, полномочия действующих органов местного самоуправления досрочно прекращаться не будут. Я не вижу давления сверху или сопротивления реформированию. И в Новосибирской, и в Омской области процесс идет, на мой взгляд, осознанно и добровольно. Что касается причин перемен, они очевидны. Они нужны для повышения эффективности управления. Ясно, что одноуровневая система способствует оперативности принятия решений, реагирования на какие-то потребности муниципалитетов. Уйдет проблема перекладывания ответственности между уровнями власти друг на друга. Муниципальные округа освободят администрации сельских поселений от избыточных функций, от необходимости принимать десятки одинаковых решений. Оптимизация организационной структуры управления приведет к значительному сокращению количества избирательных компаний, а это — экономия финансовых ресурсов на проведение выборов. К примеру, в 2022−2023 гг. прошло около 20 довыборов (даже не основных выборов) только в одной Омской области. — Так люди о том и беспокоятся, что у них не будет депутата на местном уровне, к которому можно было прийти с проблемой. Теперь нельзя. — Депутат останется. Просто система управления упрощается с точки зрения бюрократических проволочек. — Далеко ехать, и этот депутат не живет с ними в одном селе, не живет одними с ними проблемами. Власть таким образом отдаляется от своих граждан. — А что важнее: обратиться или проблему решить? Решить ее при такой схеме управления гораздо проще. Сельский депутат для решения подавляющего большинства проблем все равно вынужден выходить на уровень выше. — Стартует кампания по выборам в Госдуму. Планируете снова представлять Новосибирскую область в парламенте следующего созыва? — Время подумать над этим вопросом еще есть.