Новости. Аналитика. Рейтинги
27 декабря, суббота

«Выпил, сел за руль – в тюрьму»: почему растет число аварий с участием каршеринговых авто в Новосибирске, и что с этим делать?

Октябрьский районный суд Новосибирска решил не продлевать домашний арест в отношении 19-летнего Олега Попова, сбившего на арендованном авто в пьяном виде пешеходов на остановке «Октябрьский универмаг» 9 октября. Вместо этого правонарушителю назначили меру пресечения в виде ограничения определенных действий.
«Выпил, сел за руль – в тюрьму»: почему растет число аварий с участием каршеринговых авто в Новосибирске, и что с этим делать?
Решение суда вызвало непонимание у многих новосибирцев, особенно принимая по внимание рост числа ДТП с участием водителей каршеринговых автомобилей. «Континент Сибирь» изучил резонансное дело и обсудил с экспертами, что нужно предпринять, чтобы навести порядок в сфере каршеринга в Новосибирской области. Напомним, что 19-летний Олег Попов вечером 9 октября врезался на каршеринговой машине в пешеходов на остановке «Октябрьский универмаг» на ул. Кирова в Новосибирске. Мужчина был в состоянии алкогольного опьянения и сел за руль без прав. В итоге пострадало 6 человек, включая 12-летнего ребенка. Вред здоровью пострадавших был оценен как тяжкий. И несмотря на то, что прокуратура изначально ходатайствовала о заключении обвиняемого под стражу, суд назначил ему домашний арест на два месяца, срок которого истек в начале декабря. 8 декабря Октябрьский районный суд Новосибирска отказался удовлетворить ходатайство следователя о продлении домашнего ареста и назначил меру пресечения в виде запрета определенных действий. Новость об изменении меры пресечения Олегу Попову на более мягкую вызвала широкий общественный резонанс. Так, читатели «Континента Сибирь» оставили более сотни возмущенных комментариев под фото молодого человека в куртке с логотипом Armani и публикацией об этом в Дзене. Многие посчитали предпринятые судом меры неадекватными причиненному ущербу, учитывая такие отягчающие обстоятельства, как алкогольное опьянение и вождение автомобиля без прав. Суд отпустил из-под домашнего ареста новосибирца, сбившего 6 пешеходов на остановке «Возмущение людей, желающих справедливости немедленно, понятно. Но что важнее: скорость или законность и справедливость? И станет ли то же самое наказание менее справедливым, если оно наступит не сразу, а после полного и законного расследования и суда? Полагаю, что основной накал общественного мнения вызван, всё же, сомнениями в неотвратимости и справедливости будущего наказания. И тут задача правосудия – раз за разом развеивать эти сомнения справедливыми приговорами. А наша общая – не ослаблять внимания, но и не тратить его пока на преждевременное возмущение», - делится мнением с «Континентом Сибирь» председатель Новосибирской городской коллегии адвокатов Александр Балян. Он обращает внимание, что пока в деле Олега Попова речь идет не о наказании за тяжесть деяния, а всего лишь об избрании меры пресечения. Тяжесть деяния суд при этом учесть может, но не обязан. «Всё-таки мера пресечения – это не способ наказания, это способ предотвращения негативного поведения. При избрании меры пресечения учитываются собранные следователем данные о личности нарушителя. Насколько он опасен, может ли скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, скрывать улики и влиять на свидетелей, - объясняет Александр Балян. - Но то, что следствие первоначально настаивало на заключении под стражу, означает, что были опасения, что нахождение на свободе этого человека может повлиять на расследование по делу – допустим, он сможет скрыться, давить на свидетелей, уничтожать доказательства и прочее. Для того, чтобы такого не было – людей обычно изолируют». По его словам, запрет определенных действий - более гибкая мера, чем домашний арест, и обычно суд избирает ее, если считает более соответствующей целям расследования. Также председатель Новосибирской городской коллегии адвокатов предположил, что, вероятно, обвиняемый в наезде на пешеходов в течение двух месяцев соблюдал правила домашнего ареста, в которые обычно входят такие требования, как запрет отлучаться из дома, кроме установленных судом случаев (например, к врачу, следователю), запрет общаться по телефону, пользоваться интернетом и пр. И для помещения обвиняемого под стражу, вероятно, не нашлось законных оснований – ни грубых или систематических нарушений меры пресечения, ни появления каких-то новых неопровержимых данных, когда суд может принять решение о том, что первоначально была неверно оценена опасность личности. В целом, Александр Балян уверен, что мера пресечения не должна использоваться как способ запугивания нарушителя и получения таким образом доказательств вины, особенно если есть способы добиться правды другими законными путями. Пьяный водитель каршеринга влетел в толпу пешеходов в центре Новосибирска «Мы все должны понимать, что пьяный человек за рулем – это преступник! В рамках действующего законодательства садиться за руль в нетрезвом виде запрещено. И очень печально, что зачастую из-за подобных поступков страдают ни в чем не повинные люди. В рассмативаемом случае – мирно стоявшие на остановке, и заплатившие своим здоровьем за чье-то безрассудство», - подчеркивает в разговоре с «Континентом Сибирь» депутат Совета депутатов Новосибирска Виктория Шестакова («Единая Россия»), на округе которой произошло ДТП. Вместе с тем, по ее мнению, давать оценку степени мягкости или жесткости принимаемых к обвиняемому мер должны исключительно компетентные органы. Стоит отметить, что случаи ДТП с участием автомобилей каршеринга в Новосибирске не редкость. Так, по информации ГУ МВД России по Новосибирской области за 9 месяцев 2025 года в регионе было зафиксировано 11 аварий с участием таких машин, в результате которых пострадало 22 человека. С 10 по 20 октября сотрудники ГИБДД Новосибирской области провели целевые рейды в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Каршеринг». Рейды были направлены на сокращение числа ДТП с участием автомобилей, предоставляемых в аренду. Актуальна проблема и для России в целом. Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, общее количество ДТП этого типа по итогам 2024 года увеличилось на 4,4% по сравнению с 2023 годом. Однако кардинально поменять ситуацию и снизить риск ДТП с участием автомобилей каршеринга, по мнению руководителя новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслава Ашуркова, должно принятие законодательных мер и усиление ответственности владельцев каршеринга. Что касается частного случая с 19-летним нарушителем, то собеседник «Континента Сибирь» считает меру пресечения, избранную судом, мягкой, учитывая все обстоятельства и тяжесть последствий. «Благо, что никто не погиб. Но мы знаем, что несколько человек были в тяжелом состоянии, один в крайне тяжелом, пострадал подросток… Отсюда делаем вывод, что судья руководствовался внутренним убеждением при вынесении решения – сначала не брать под стражу, а потом и вовсе отправить нарушителя под запрет определенных действий, - говорит Вячеслав Ашурков. – В целом, ДТП в каршеринге очень часто связаны с алкогольным опьянением водителя и с тяжелыми последствиями для окружающих, нередко со смертельным исходом. ДТП с участием арендных автомобилей хоть и немного, но они всегда резонансные». Одной из главных проблем каршеринга в его нынешнем виде Вячеслав Ашурков считает возможность создания аккаунта одним человеком, а управления автомобилем другим. «Когда создается аккаунт в каршеринге, ты фотографируешься со своим паспортом и загружаешь фото в систему. Но сегодня водитель имеет возможность воспользоваться автомобилем по чужому аккаунту. Это может быть лицо, не имеющее права управления, которое в итоге совершает ДТП. Выходом из этой ситуации может стать обязательная установка камер видеофиксации в салоне. Технологии позволяют сравнить, кто сидит за рулем – тот же человек, на которого зарегистрирован аккаунт или нет. Если нет – двигатель должен блокироваться», - объясняет собеседник издания. В Новосибирске ГАИ проверит каршеринговые сервисы Напомним, что ранее о необходимости принятия законодательных мер в сфере каршеринга говорили и депутаты Государственной думы. Так, еще в марте 2025 года депутат и глава комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) предлагал ограничить доступ к каршерингу для водителей младше 21 года, а также оснастить каршеринговые автомобили алкозамками, которые блокируют запуск двигателя при обнаружении алкоголя в дыхании водителя. Среди других мер, предложенных парламентарием - ограничение максимальной скорости автомобиля «напрокат» до 120 км/ч и внедрение функции дистанционного блокирования двигателя, например, во время преследования полицией. Вячеслав Ашурков согласен, что все перечисленные меры действительно могли бы снизить риски ДТП с участием автомобилей каршеринга. Но при этом делает акцент именно на ответственности владельцев арендных авто. По данным сайта «Каршеринг.ру», в Новосибирске работает два каршеринговых оператора — федеральный «Делимобиль» (ООО «Каршеринг Руссия», данные об учредителях недоступны в Rusprofile, главой компании является Винченцо Трани) и местный Cars7 (ООО «Успех», владелец, по данным Rusprofile, Мария Губкина). «Все основные вопросы должны быть к хозяевам бизнеса, которые предоставляют услуги каршеринга. Ведь у нас всегда по Гражданскому кодексу РФ, кто бы ни был за рулем, отвечает владелец транспортного средства. Поэтому все претензии должны быть к компании, к ней пострадавшие должны обращаться за возмещением ущерба. Соответственно, необходимо внести изменения в законодательство, чтобы сам бизнес усилил контроль за использованием своих автомобилей. Закон, нормам которого будут подчиняться все каршеринговые компании», - делает вывод Вячеслав Ашурков. Представители бизнеса считают целесообразным усилить контроль и за техническим состоянием машин, предлагаемых в каршеринге. По личным наблюдениям сооснователя баров The Rooks, рюмочных «Сияние» и «Центральная» Игоря Каменева, на сегодня в каршеринге можно встретить «убитые» автомобили с пробегами под 200 тысяч километров, в части из них могут не работать дворники, клаксоны, ручники, стеклоподъемники. По его мнению, целесообразно проверять не только водителей, но и весь автопарк каршеринга.

Мы используем файлы cookie и сервисы для сбора технических данных посетителей. Для получения дополнительной информации Вы можете ознакомиться с условиями и принципами их обработки. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.