В Татарстане ищут выход из транспортного коллапса

- Руслан Рафаилевич, на заседании в Госсовете присутствовала замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Лилия Сафиуллина. Какую позицию занимают республиканские власти?
- В министерстве, наконец-то, публично признали, что есть огромная проблема с общественным транспортом, а вот стратегии его развития у правительства нет.
Между тем всё, что мы сейчас видим, – это результат глубокого и системного кризиса. Я всегда говорил, что удержание низких тарифов при отсутствии субсидий и полновесной компенсации за льготников приведёт только к ухудшению ситуации.
Так и произошло. Крупные игроки ушли с рынка перевозок. А оставшиеся муниципальные предприятия оказались не в состоянии справиться с нагрузкой. Что мы получили? Сокращение вечерних рейсов и остановок, урезанные маршруты, пересадки и плата за них «двойным рублём». Люди, которые могут себе позволить, конечно, пересели на личный транспорт. Отсюда возникла проблема пробок на дорогах и нехватка парковок. Если не принять сейчас радикальные меры, общественный транспорт Татарстана будет окончательно убит.
- Что как профессионал предлагаете вы?
В правительстве должны понять, что есть только два выхода: либо стопроцентное субсидирование из бюджета убытков на перевозку льготников, либо брутто-контракты. Причём последний – самый результативный. Я вновь предложил министерству перейти к системе брутто-контрактов. Суть их заключается в том, что перевозчик не зависит от количества перевезенных пассажиров и билетной выручки. Ему платят за выход на рейс и соблюдение интервалов. Нарушаешь — штраф. Выручку же собирает бюджет, а перевозчикам платят за пройденные километры.
- Как отреагировали на ваше предложение?
Лилия Курбановна Сафиуллина сказала, что это очень дорого. И, вообще, брутто-контракт – немецкое изобретение, которое подходит только для городов-миллионников. Но разве таковой не является полуторамиллионная Казань? И потом в целом ряде российских городов уже введены брутто-контракты. Например, в Белгороде, население которого, кстати, составляет всего 339 тыс. человек. Система показывает прекрасные результаты. В выигрыше все: и перевозчики, и региональные власти, и главное – люди.
- А что будет, если хотя бы в Казани не ввести брутто-контракты?
Будет как сейчас в Бугульме. Там перевозчики кричали и о брутто-контрактах, и о необходимости поднять тарифы. Министерство их не услышало. А после того как компании ушли, власти закупили автобусы! А кому их передать – не знают. Потому что перевозчики на рынок не возвращаются. Сейчас мы видим, как этот сценарий разворачивается в Казани. Чтобы перейти в республиканской столице на брутто-контракты перевозчикам из бюджета ежегодно надо будет добавлять 2 млрд. руб. Но власти говорят, что в Татарстане таких денег нет.
- Как вы думаете, почему власти не хотят пойти на эти траты?
В Татарстане изначально сложилось несправедливое распределение бюджетных средств между дорожниками и транспортниками. Например, в минувшем году на строительство дорог было выделено 217 млрд. руб., а на развитие общественного транспорта – всего 1,2 млрд. руб. И вот при таких колоссальных затратах на строительство дорог люди продолжают стоять на остановках общественного транспорта и в снег, и дождь.
- В конечном итоге к каким результатам пришли на совещании?
У правительства нет рецептов выхода из кризиса. Поэтому договорились встретиться ещё. Надеюсь, надолго откладывать не будут. Потому что обратный отсчёт уже включен.
План Юсупова по выходу из транспортного кризиса встретил поддержку в экспертном сообществе Татарстана.
«Руслан Юсупов занимает честную и последовательную позицию в этом неудобном для республиканских властей вопросе. У него колоссальный опыт в сфере общественных перевозок. И миндортансу не помешало бы прислушаться к его словам», – говорит экономист, участник СВО Риназ Сафин. По его мнению, переход на брутто-контракты, который предлагает Юсупов, – реальный выход из ситуации кризиса в сфере общественных перевозок. Экономист отметил, что по такой схеме работают в Перми, Белгороде, Москве, Твери.
«Сейчас ситуация накалилась до такой степени, что даже республиканские власти стали публично признавать, что если не найти решение вопроса, то Татарстан ждёт транспортный коллапс. Между тем события этой недели показывают, что у плана Юсупова становится всё больше сторонников – и в среде перевозчиков, и в Госсовете, и даже в самом миндортрансе. Надеюсь, Юсупов проявит присущую ему принципиальность и доведёт дело до конца», – резюмировал Риназ Сафин.